Язык так или иначе не сводится к подбору знаков для вещей. Он начинается с выбора говорить или не говорить. Выбор между молчанием и знаком раньше чем выбор между знаком и знаком. Слово может быть менее говорящим чем молчание и нуждается в обеспечении этим последним. Молчание необходимый фон слова. Человеческой речи в отличие от голосов животных могло не быть. Птица не может не петь в мае. Человек мог и не заговорить. Текст соткан утком слова по основе молчания.
 
 
ru | eng | de
биография
Владимир Вениаминович Бибихин
Просмотреть фотогалерею >
Владимир Вениаминович Бибихин родился 29 августа 1938 г. в г. Бежецке Тверской обл. в семье служащих и обычным образом проходил школу в г. Горьком (Нижний Новгород), потом в Армавире и Москве. После окончания школы пытался поступить на философский факультет МГУ. Его не зачислили из-за плохой характеристики (критиковал директора школы в стенгазете); прошел трехлетнюю службу в армии. Начав самостоятельную жизнь рабочим (мастером в лаборатории НИИ), учился затем в Институте сельского хозяйства, в Московском энергетическом институте, но закончил (в 1967 г.) только 1-й Московский педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза. Во время учебы в МГПИ (1962–1967) параллельно английскому и французскому изучает испанский, немецкий, санскрит и другие новые и древние языки, посещает лекции и семинары на филологическом факультете МГУ, с особым вниманием изучая классические языки и общую лингвистику. По окончании преподает в Московском государственном институте международных отношений (1967–1968), в Московском государственном педагогическом институте им. М. Тореза (1969–1970), на историческом факультете МГУ (1969–1970). С 1972 по 2004 г. работает научным сотрудником Института философии АН СССР. Постоянно переводит и реферирует новейшие зарубежные труды по философии и филологии для изданий ИНИОН АН СССР, пишет статьи для энциклопедий, редактирует переводы в издательстве «Наука». Работает секретарем у последнего представителя русской философской школы Алексея Федоровича Лосева. Кроме А. Ф. Лосева, важнейшую роль в своем становлении В.В. Бибихин отводит С.С. Аверинцеву и А.А. Зализняку. Собственные философские труды, которые он в эти годы пишет «в стол», начнут публиковаться только в 90-е годы. В 1977 году защищает кандидатскую диссертацию «Семантические потенции языкового знака», в которой предлагает альтернативный семиотическому путь понимания знака.

В 70–80-е годы складывается репутация В.В. Бибихина как великолепного переводчика самых сложных философских, богословских и литературных текстов, гуманитарного ученого редкой и обширной эрудиции. Его переводы представляют собой не только филологическое, но и философское достижение. В них весьма решительно пересмотрены принципы интерпретации текста, известные отечественной традиции философского перевода. Без этой подвижнической переводческой работы нельзя представить себе Бибихина-философа. В переводах и истолкованиях классических и новейших авторов он решает ту же задачу, что и в собственных трудах: «громадную задачу философского обживания русского языка». Благодаря переводам В.В. Бибихина русский читатель познакомился с трудами таких мыслителей ХХ века, как М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, В. Гейзенберг, Г. Марсель, З. Фрейд, К.Ф. Юнг, Х. Арендт, В. Дильтей, У. Эко, Г. Зедльмайер, П. Тиллих, новейших французских философов (Ж. Деррида, А. Глюксман, Б.А. Леви, Ф. Везен, Ф. Федье и др.) и таких писателей, как Антонен Арто, Эжен Ионеско, Г. Бёлль, Г. Лорка. Как переводчик и комментатор В.В. Бибихин занимается классической философией (Аристотель), греческой патристикой (Дионисий Ареопагит, Григорий Палама), латинским богословием (Николай Кузанский), мыслителями Возрождения (Я. Коменский, Ф. Петрарка), немецкой мыслью 19 века (В. Гумбольдт). Такие переводы Бибихина, как «Бытие и время» М.Хайдеггера (опубликовано в 1997) и «Триады в защиту священно-безмолвствующих» св. Григория Паламы (опубликовано 1995), требующие невероятной мобилизации языковых и интеллектуальных возможностей, несомненно принадлежат к классике мирового перевода.

В роли самостоятельного философа Бибихин выходит на публичную сцену только в 1989 году – и выходит прежде всего как лектор, а не автор книг. По приглашению акад. Вяч. Вс. Иванова он становится сотрудником вновь созданного Института теории и истории мировой культуры (ИТМК) при философском факультете МГУ. В течение четырнадцати лет, с 1989 по 2003 (причем последние десять лет – безвозмездно), В.В. Бибихин читает большой цикл курсов, каждый раз объявляя новую тему. Разнообразие этих тем поражает: часть их может быть отнесена по ведомству «истории философии» и посвящена конкретным авторам и конкретным сочинениям; другая часть представляет собой философское чтение поэтического – в широком смысле – слова; некоторые курсы развивают темы, открытые самим В.В. Бибихиным в качестве насущных предметов современного философского вопрошания ( «Лес», «Пора», «Правда»). Общим для всех этих курсов можно считать интимнейшее соединение философской и лингвистической материи. В этом отношении Бибихин продолжает работу таких мыслителей, как В. Гумбольдт, А. Потебня, П.Флоренский и Г. Шпет и отвечает одному из магистральных движений мысли двадцатого века – проблеме онтологического статуса слова, обсуждавшейся двумя важнейшими для него философами 20 века – Мартином Хайдеггером и Людвигом Витгенштейном. Витгенштейн и Хайдеггер составляют постоянный фон его мысли и сопровождают его до конца. В последние месяцы жизни, уже тяжело больной, Бибихин ведет семинар по раннему Хайдеггеру и последний вечер своей жизни проводит за правкой книги о Витгенштейне.

С этими двумя столь разными философскими голосами эпохи мысль Бибихина роднит самый глубокий радикализм, попытка прояснить и очистить самые основания человеческой мысли – не как рода интеллектуальной деятельности, но как реального образа бытия человека. Здесь замысел того, что Бибихин называет «новым ренессансом» и что можно назвать «тихой революцией» сознания, возвращением к «другому началу». Как для Хайдеггера и Витгенштейна, для Бибихина чрезвычайно важно поэтическое слово, за которым (в контраст классической философии) признается статус онтологической истины; его философское слово собеседует с поэтическим. То, что существенно отличает Бибихина от его великих учителей, – это отношение с традицией христианской мысли […]. Переводчик великих христианских мистиков, аскетов и богословов, Бибихин-философ не перестает вопрошать (его слово) христианство. […] Его мысль обращается к основанию, к началу, оставаясь по существу адогматичной и пытаясь исследовать христианство не как доктрину, а как «состояние», «положение» человека и связать его с явлениями, расположенными за пределами собственно церковной истории ( «античное христианство»).

Уже первые лекционные курсы 1989-1990 гг. приносят Бибихину славу далеко за пределами университета и становятся философским событием для своих многочисленных слушателей. Тексты курсов превращаются в книги (к настоящему времени опубликовано больше половины курсов лекций; издания двух первых курсов, «Мир» и «Язык философии», выдержали два и три издания и приобрели статус философской классики).

Мысль Бибихина не ограничивала себя той или иной философской школой, да и вообще полем академической философии, черпая отовсюду и вопрошая всех (своего рода сократическое начало его мысли), сопоставляя мыслителей совершенно непривычным образом (например, Ф.Петрарку и св. Паламу). Исходной для него была свободная данность вещи, открытой для разборов и различений. И если школу, в которой была выработана эта открытость, попытаться как-то назвать, вероятно, больше другого ей подходит имя «русской феноменологии» (так и говорят о его мысли европейские коллеги). В чем состоит «русскость» этой мысли, растущей из всемирных корней, это вопрос долгого обсуждения.

Хотя значительная часть написанного В.В. Бибихиным еще только готовится к публикации, но уже исходя из того, что стало доступно современникам, можно утверждать о явлении новой самостоятельной философской фигуры, особого вида философствования, состоявшегося в русской культуре в ее переломные годы. Отношения со «своим временем» составляли нерв мысль Бибихина, ибо свободная мысль о насущном, как он не раз утверждал, создает и спасает свое время. Основной темой мысли Бибихина с начала и до конца остаются две вещи: мир и слово.

В.В. Бибихин умер 12 декабря 2004. С этого момента все публикации его трудов, написанных в столь недавнюю эпоху в ответ на требования обновления, предъявленные к русской истории и мысли, будут только посмертными.

Вся работа с огромным архивом философа и подготовка изданий осуществляется его вдовой и сотрудницей Ольгой Евгеньевной Лебедевой.

(текст составлен К. Голубович при участии О.А. Седаковой, О.Е. Лебедевой)
Среди опубликованных переводов В.В. Бибихина:
Николай Кузанский. Об ученом незнании. О предположениях (Часть вторая). Малые произведения 1445-1447 гг. Простец об опытах с весами. // Николай Кузанский. Сочинения в двух томах. Т. 1. М., 1979, с.47-184, 221-279, 281-357, 444-460.

О видении Бога. Берилл. Игра в шар. Компендий. Охота за мудростью. О вершине созерцания. // там же, т. 2, М., 1980, с.33-94, 97-133, 249-315, 317-341, 343-416, 417-430.

В. Гейзенберг. Часть и целое // PC. Проблема объекта в современной науке. М., 1980. С. 46–145.

Ф. Петрарка. Слово, читанное знаменитым поэтом… Книга писем о делах повседневных. Инвектива против врача. Старческие письма. // Петрарка Ф. Эстетические фрагменты. М., 1982. С. 58–511 (перевод, примечания).

Макарий Египетский. Новые духовные беседы. // (под псевдонимом В.Вениаминов) М.: Интербук, 1990. 172 с.

М. Хайдеггер. Время и бытие (статьи и выступления) // М.: Республика, 1993. 447 с.

Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно–безмолвствующих. М., 1995 (перевод, комментарии). Изд. второе, стереотипное. СПб., Наука, 2007.

Жак Деррида. Позиции. Перевод, вступление. Киев, Д.Л., 1996. – 192 с. Изд. второе, дополненное лекцией о Ж.Деррида. М., Академический Проект, 2007.

Ханна Арендт. VITA ACTIVA или О деятельной жизни. СПб., 2000 (Послесловие. Указатели).

М. Хайдеггер. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. 451 c.
Опубликованные книги:
Язык философии. М.: Прогресс, 1993. Издание 2-е, исправленное и дополненное: М., Языки славянской культуры, 2002. Издание 3-е: СПб.: Наука, 2007.

Мир. Томск: Водолей, 1995. 144 с. Издание 2-е, исправленное, с приложением. СПб.: Наука, 2007. 430 с.

Узнай себя. CПб., Наука.1998. 575 с.

Новый ренессанс. М.: МАИК «Наука»; Прогресс-Традиция, 1998. 495 с.Издание 2-е: М.: Фонд содействия образованию и науке, 2013.

Слово и событие. М.: УРСС, 2001. 277 с. Издание 2-е, исправленное и дополненное сборником «Писатель и литература»: М.: Фонд содействия образованию и науке, 2010.

Другое начало. СПб., Наука, 2003. Издание 2-е, исправл. и дополн. – СПб.: Наука, серия «Слово о сущем», 2017.

Алексей Федорович Лосев. Сергей Сергеевич Аверинцев. М.: ИФТИ св. Фомы, 2004. 416 с. Издание 2-е – там же, 2006.

Людвиг Витгенштейн: смена аспекта. М.: ИФТИ св. Фомы, 2005. 570 с.

Введение в философию права. М.: ИФ РАН, 2005. 345 с. Издание 2-е, исправленное и дополненное: М.: Фонд содействия образованию и науке, 2013.

Внутренняя форма слова. СПб.: Наука, 2008. 420 с.

Ранний Хайдеггер. М.: ИФТИ св.Фомы, 2008. 536 с.

Грамматика поэзии. Новое русское слово. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2009. 592 с.

Чтение философии. СПб.: Наука, 2009. 536 с.

Энергия. М.: ИФТИ св.Фомы, 2010. 488 с.

Лес (hyle). СПб.: Наука, 2011. 425 с.

Собственность. Философия своего. СПб.: Наука, 2012. 536 с.

Дневники Льва Толстого. СПб.: Ивана Лимбаха, 2012. 480 с.

История современной философии. СПб.: Вл. Даль, 2014. 398 с.

Пора (время-бытие). СПб.:Вл. Даль, 2015. 367 с.

Витгенштейн. Лекции и семинары 1994–1996 гг. СПб.: Наука, серия «Слово о сущем», 2019. – 612 с.
Публикации отдельных статей В.В. Бибихина в научных, философских и художественных альманахах, журналах и газетах:
«Театр», «Эстетика и жизнь», «Языковая практика и теория языка», «В мире книг», «Новый мир», «Знамя», «Вопросы литературы», «Журнал московской патриархии», «Историко-философский ежегодник», «Глобальные проблемы и будущее человечества», «В мире отечественной классики», «Литературная газета», «Философская и социологическая мысль», «Народное образование», «Polygraph», «Знание — сила», «Балканские чтения», «Логос», «Silentium», «Параллели», «Вопросы философии», «Искусство кино», «Начала», «Новый круг», «Юность», «Путь», «Апокриф», «Литературное обозрение», «Новая Юность», «Новое Литературное обозрение», «Круг чтения», «Символ», «L’Unité», «Пушкин», «Ex libris НГ“, “ΑΡΧΗ», «Журнал наблюдений», «Точки», «Наше наследие», «La nuova Europa», «Новая правовая мысль», «Эксперт», «Российская газета», «Персона», «Res Cogitans» и др.
Список авторских курсов, прочитанных В. В. Бибихиным в 1989 – 2004 гг. в МГУ и других местах:
– Мир. 1989, весна (МГУ).
– Язык философии. 1989, осень (ИФ РАН).
– Внутренняя форма слова. 1989, осень – 1990, весна (МГУ).
– Узнай себя. осень 1989 – весна 1990 (МГУ).
– Ранний Хайдеггер. 1990 осень, 1991 весна, 1992 весна, осень (МГУ).
– Энергия. 1991, осень – 1992, весна (МГУ); 2002 весна (Свято-Филаретовский Богословский Институт).
– Первая философия (Чтение философии). 1991, осень – 1992, весна (МГУ).
– Новое русское слово. 1992, осень (МГУ).
– Лейбниц (Всеобщая наука). 1992, весна (МГУ).
– Лицо Средневековья: подходы к изучению эпохи. 1992 осень (МГУ).
– Ренессанс: образ и место Возрождения в истории культуры. 1992, осень (МГУ).
– Собственность. 1993, весна-осень – 1994, весна (МГУ).
– Витгенштейн. 1994, осень – 1995, весна (МГУ).
– Пора (время-бытиё). 1995, осень – 1996 весна (МГУ).
– Начала христианства. 1996, осень – 1997 весна (МГУ).
– Лес (hyle). 1997, осень – 1998 весна (МГУ).
– Правда. 1998, осень – 1999, весна, осень (МГУ).
– Грамматика поэзии. 2000, весна (МГУ).
– Дневники Льва Толстого. 2000, осень – 2001 весна (МГУ).
– Введение в философия права. 2001, осень – 2002, весна-осень (МГУ, ИФ РАН)– История современной философии. 2002, весна; 2003, весна (ИФТИ св. Фомы).
– Язык Витгенштейна. 2003, осень (МГУ).
– Хайдеггер 1936–1944 гг. 2004, осень (семинар в ИФ РАН).
Участие в международных конференциях и семинарах:
Конференция Научного студенческого общества Тартуского Университета (Тарту, 1966); «Проблема человека в истории философии (на стыке Запад-Восток)» (Вильнюс, 1984); «Философские проблемы коммуникации» (Рига, 1984); Всесоюзный семинар по философским проблемам литературного творчества (Пицунда, 1985); Международный коллоквиум «Диалектика и науки: философские проблемы современных концепций развития» (1986); Работа в Научном совете по истории мировой культуры при Секции общественных наук президиума АН СССР (1989); Конференция Школы молодых философов «Почему бытие есть» (1989); Всесоюзная конференция, посвященная А.Ф. Лосеву (май 1989); Конференция «Оптина пустынь» в ИМЛИ (1990); Конференция «Керкегор» (1990); Круглый стол «Философия М. Хайдеггера» (1990); Международный симпозиум «Легенда о великом инквизиторе» (Париж, 1993); Международная конференция «Scribantur haec» в РГГУ (1993); Международный семинар проф. Жака Деррида (Париж, 1994); Семинар проф. Ютты Шеррер в «Доме наук о человеке» (Париж 1994); Симпозиум «Перевод произведений Гуссерля и Хайдеггера на русский язык“ (Фрейбург, Католическая академия, 1995); Круглый стол» журнала НЛО «Философия и филология» (1995); Международная богословская конференции в монастыре Бозе (Италия,1997); Чтение лекций в Вене (1998), Новгороде и Пскове (1998); Лекции и семинар «Чтение Платона» в Мерсрагзе (Латвия, 2000); Конференция «Фридрих Ницше и современная европейская мысль» в Санкт-Петербурге (2000); Летняя философская школа (Новосибирск, 2001); Семинар на тему «Слово» (Звартав, Латвия, февраль 2001); Научно-богословская конференция о византийской культуре в Равенне (2001) и др.
Звания и награды:
1. В 1994 г. избирается членом-корреспондентом РАЕН (Российской Академии Естественных наук).

2. В 1999 г. книга «Новый ренессанс» удостоена Малой Букеровской премии.

3. В 2008 г. книга «Людвиг Витгенштейн. Смена аспекта» удостоена премии «Книга года по философско-гуманитарной мысли».

4. В 2014 г. книга «Дневники Льва Толстого» удостоена специальной премии «За лучшее философическое сочинение» от Наблюдательного Совета фонда А. Пятигорского.

В неизданном наследии
Курсы и семинары:

Лейбниц (Всеобщая наука)
Лицо Средневековья (подходы к изучению эпохи)
Начала христианства
Правда (онтологические основания этики)

Архивные материалы

Переписка (c конца 60-х до 2004 г.)
Научные рефераты и обзоры
Кафедра ИТМК
Отдельные записи 70-х–80-х гг.
Дневники (с конца 60-х до 2004 г.)
Детская речь (материалы к книге)
История мысли (авторский сборник)
Copyright © Bibikhin Все права защищены
Наверх
array(2) {
  ["ruID"]=>
  int(1)
  ["img_load"]=>
  string(179) "img_ftr33=newImage("/images/33_59_i21.jpg");img_fanc59=newImage("/images/39_59_i22.jpg");img_fanc59=newImage("/images/40_59_i22.jpg");img_fanc59=newImage("/images/41_59_i22.jpg");"
}