Язык так или иначе не сводится к подбору знаков для вещей. Он начинается с выбора говорить или не говорить. Выбор между молчанием и знаком раньше чем выбор между знаком и знаком. Слово может быть менее говорящим чем молчание и нуждается в обеспечении этим последним. Молчание необходимый фон слова. Человеческой речи в отличие от голосов животных могло не быть. Птица не может не петь в мае. Человек мог и не заговорить. Текст соткан утком слова по основе молчания.
Ответы по телефону
Документ датирован 23.09.2004. Интервью было взято для издания: 100 этюдов о Канте / Общ. ред. В. В. Васильева. — М.: КДУ, 2005.
Из аннотации: "В книге представлены суждения о Канте ведущих мировых и отечественных философов и историков философии, высказанные ими в рамках международного кантовского интервью, проведенного под эгидой кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ в конце 2004 года. Совмещение различных оценок философии Канта позволит читателю создать объемный образ этого мыслителя и лучше прочувствовать глубину самой философии."
В тексте сохранена авторская пунктуация.
Благодарим профессора МГУ Олега Комкова за атрибуцию документа и указание на соответствующее издание.
Из аннотации: "В книге представлены суждения о Канте ведущих мировых и отечественных философов и историков философии, высказанные ими в рамках международного кантовского интервью, проведенного под эгидой кафедры истории зарубежной философии философского факультета МГУ в конце 2004 года. Совмещение различных оценок философии Канта позволит читателю создать объемный образ этого мыслителя и лучше прочувствовать глубину самой философии."
В тексте сохранена авторская пунктуация.
Благодарим профессора МГУ Олега Комкова за атрибуцию документа и указание на соответствующее издание.
1. Какую мысль Канта вы считаете наиболее важной?
Вещь в себе. При внимательном чтении Канта мы видим, как ее непознаваемостью обеспечена бесконечность пространства и времени. Вспомним его примеры вещей в себе: Бог, душа.
2. Какова главная ошибка Канта?
Я не вижу у него ошибок.
3. Подготовлены ли мы сейчас к пониманию Канта лучше чем 100 лет назад?
Теперь мне придется подправить свой ответ на второй вопрос. Единственная, хотя неизбежная и благородная ошибка Канта была надежда на понимание. Как мы можем сейчас быть в лучшем положении чем Хайдеггер, который видел себя перед громадой кантовской мысли альпинистом с веревочной лестницей у подножья горы? То, что Хайдеггер и Витгенштейн сумели продолжить дело философии в начале XX века, великое чудо; но разве эти двое поняты теперь, уже почти 100 лет спустя, лучше чем Кант?
Вещь в себе. При внимательном чтении Канта мы видим, как ее непознаваемостью обеспечена бесконечность пространства и времени. Вспомним его примеры вещей в себе: Бог, душа.
2. Какова главная ошибка Канта?
Я не вижу у него ошибок.
3. Подготовлены ли мы сейчас к пониманию Канта лучше чем 100 лет назад?
Теперь мне придется подправить свой ответ на второй вопрос. Единственная, хотя неизбежная и благородная ошибка Канта была надежда на понимание. Как мы можем сейчас быть в лучшем положении чем Хайдеггер, который видел себя перед громадой кантовской мысли альпинистом с веревочной лестницей у подножья горы? То, что Хайдеггер и Витгенштейн сумели продолжить дело философии в начале XX века, великое чудо; но разве эти двое поняты теперь, уже почти 100 лет спустя, лучше чем Кант?