Язык так или иначе не сводится к подбору знаков для вещей. Он начинается с выбора говорить или не говорить. Выбор между молчанием и знаком раньше чем выбор между знаком и знаком. Слово может быть менее говорящим чем молчание и нуждается в обеспечении этим последним. Молчание необходимый фон слова. Человеческой речи в отличие от голосов животных могло не быть. Птица не может не петь в мае. Человек мог и не заговорить. Текст соткан утком слова по основе молчания.
Родосская декларация (к проекту Родосского университета)
Текст был опубликован в сборнике «Наше положение (образ настоящего)», М.: Издательство гуманитарной литературы, 2000.
В тексте сохранены авторские орфография и пунктуация.
В тексте сохранены авторские орфография и пунктуация.
Мы исходим из убеждения, что единство Европы, включающей Россию, становится не только необходимо, но и возможно в начале III тысячелетия. Мы ждем скорого конца тягостному расколу, который отчетливо разделил тысячу лет назад христианство и в разных формах также культуру и политику Востока и Запада Европы.
Одновременно мы решительно отбрасываем как вредные и несбыточные всякие иллюзии снятия полярности Востока-Запада, будь то идеальные мечты о подавляющем нравственном превосходстве православия, славянства, евразийства над западным индивидуализмом, юридизмом, техницизмом, будь то реальные планы европеизации, американизации, постмодернизации России. Геокультурные полярности в принципе не подлежат и в конечном счете не поддаются сглаживанию, при насильственном нивелировании они регенерируются в уродливой форме.
Возможен и необходим однако конец абсурдной полярности противодействия, страха, взаимной аннигиляции, механической по сути, вполне аналогичной энтропийным процессам (короткое замыкание).
Направление усилия — восстановление мира в полном и проясненном (намеренно проясняемом) смысле этого феномена.
Как следствие это означает, что русско-европейская полярность рассматривается как аналог, прообраз, пример европейско-азиатской, евразийско-дальневосточной, глобальной. Работа на Родосе, исследовательская и школьная, должна поэтому служить строгости границ, обусловленных полярностью. Сюда входят границы между областями философии и богословия, философии и науки, поэзии и философии. Тематизация национальных, региональных проблем подчиняется главной проблеме полярности мира. Принадлежность к традициям греко-византийско-русской культуры обеспечивается не номинально, программно и установочно, а исключительно личной укорененностью работников в этой культуре и их ответственностью за научность, трезвость, неиллюзорность своих подходов.
Региональная проблематика соответственно исключается из названия структурных единиц университета. С другой стороны, факультет философии, богословия и философской поэзии в составе своих работ может включать такую проблематику.
Возобновление прерванной богословской работы поздней Византии дает шанс для возрождения богословской мысли.
Возвращается внимание к Средневековью как эпохе школы мысли и дисциплины духа.
Остается проблемой важное отношение между философией и наукой при отказе от философии языка и философии науки как специальностей.
Открытию западной мысли для Востока поможет отказ от приспосабливающих переводов в пользу переводческого стиля Кирилла и Мефодия.
Одновременно мы решительно отбрасываем как вредные и несбыточные всякие иллюзии снятия полярности Востока-Запада, будь то идеальные мечты о подавляющем нравственном превосходстве православия, славянства, евразийства над западным индивидуализмом, юридизмом, техницизмом, будь то реальные планы европеизации, американизации, постмодернизации России. Геокультурные полярности в принципе не подлежат и в конечном счете не поддаются сглаживанию, при насильственном нивелировании они регенерируются в уродливой форме.
Возможен и необходим однако конец абсурдной полярности противодействия, страха, взаимной аннигиляции, механической по сути, вполне аналогичной энтропийным процессам (короткое замыкание).
Направление усилия — восстановление мира в полном и проясненном (намеренно проясняемом) смысле этого феномена.
Как следствие это означает, что русско-европейская полярность рассматривается как аналог, прообраз, пример европейско-азиатской, евразийско-дальневосточной, глобальной. Работа на Родосе, исследовательская и школьная, должна поэтому служить строгости границ, обусловленных полярностью. Сюда входят границы между областями философии и богословия, философии и науки, поэзии и философии. Тематизация национальных, региональных проблем подчиняется главной проблеме полярности мира. Принадлежность к традициям греко-византийско-русской культуры обеспечивается не номинально, программно и установочно, а исключительно личной укорененностью работников в этой культуре и их ответственностью за научность, трезвость, неиллюзорность своих подходов.
Региональная проблематика соответственно исключается из названия структурных единиц университета. С другой стороны, факультет философии, богословия и философской поэзии в составе своих работ может включать такую проблематику.
Возобновление прерванной богословской работы поздней Византии дает шанс для возрождения богословской мысли.
Возвращается внимание к Средневековью как эпохе школы мысли и дисциплины духа.
Остается проблемой важное отношение между философией и наукой при отказе от философии языка и философии науки как специальностей.
Открытию западной мысли для Востока поможет отказ от приспосабливающих переводов в пользу переводческого стиля Кирилла и Мефодия.