Язык так или иначе не сводится к подбору знаков для вещей. Он начинается с выбора говорить или не говорить. Выбор между молчанием и знаком раньше чем выбор между знаком и знаком. Слово может быть менее говорящим чем молчание и нуждается в обеспечении этим последним. Молчание необходимый фон слова. Человеческой речи в отличие от голосов животных могло не быть. Птица не может не петь в мае. Человек мог и не заговорить. Текст соткан утком слова по основе молчания.
 
 
ru | eng | de
Иоанн Солсберийский. Поликратик, или О забавах света и заветах философов (фрагменты).
Перевод опубликован в сборнике «Библиотека в саду» (М., 1985. С. 105–108).
[от переводчика]


Иоанн Солсберийский (Джон из Солсбери) (ок. 1115–1180 гг.) — английский гуманист, философ и церковный деятель.


Иоанн Солсберийский оставил в своих сочинениях энциклопедию науки, педагогики и политики эпохи так называемого «ренессанса XII века». Написанный в 1159–1160 гг. «Поликратик» — первое в средневековой Европе крупное исследование социальной действительности, которую Иоанн измеряет высшим эталоном философской мудрости и человеческого достоинства, — в течение ряда веков пользовался немалой известностью и издавался около 1476 г. в Брюсселе, в 1513 г. в Лионе, в 1595 г. в Лейдене, в 1677 г. в Лионе. Ученик и последователь Шартрской школы, Иоанн Солсберийский в «Поликратике», как и в других своих сочинениях («Металогик», стихотворный «Энтетик», письма), проповедует искусство слова и стремится сочетать духовные достижения античности и современности, словесности и философии, этики и естествознания, язычества и христианства. В этом культурном синтезе была широта, опережавшая свое время, если вспомнить, что еще в 1210, 1215, 1228 гг. официальная церковь выступала против изучения метафизических и натурфилософских сочинений античных и арабских мыслителей.

На русский язык переводится впервые. Перевод выполнен по изданию: Ioannis Saresberiensis. Policraticus, sive De nugis Curialium et vestigiis Philosophorum libri octo. Lugdini Batavorum [Leiden], 1595, p. 1–2; 372–381.


ПОЛИКРАТИК, ИЛИ О ЗАБАВАХ СВЕТА И ЗАВЕТАХ ФИЛОСОФОВ (ФРАГМЕНТЫ)


Плоды словесной науки милы нам во многих отношениях, и больше всего в том, что, отменяя всю докучность пространственных и временных расстояний, они дают нам исключительную возможность насладиться присутствием друзей и не допускают, чтобы вещи, достойные познания, погубила забывчивость. В самом деле, искусства с науками угасли бы, исчезло бы право, рухнула бы всякая приверженность вере и любое почитание, да и самый навык правильной речи пошатнулся бы, если бы божественное милосердие не привело людей к употреблению письменности как лекарства от человеческой немощи. Пример предков, пробуждающий и питающий добродетель, совершенно никого бы не зажигал и не вел, если бы самоотверженный труд писателей и торжествующее над леностью прилежание не передавали его потомкам. Ведь краткость жизни, притупленность чувств, вялая косность, бессмысленная суета не дают нам учиться, да и крохи знания постоянно вытряхивает и выметает из нашей души воровка познаний, вечно злая и коварная мачеха памяти — забывчивость.

Действительно, кто знал бы об Александрах или Цезарях, кто дивился бы стоикам или перипатетикам, если бы их память не увековечили писатели? Кто подражал бы драгоценным примерам апостолов и пророков, если бы их не запечатлели для потомства божественные писания? Триумфальные арки служат к прославлению знаменитых мужей только тогда, когда о причине и виновнике их посвящения говорят слова на камне. Зритель только тогда узнает освободителя отечества, учредителя мира и покоя, когда надпись называет триумфатора — Константина, порожденного нашей Британией  [ 1 ]  . Никто не сиял стойкой славой иначе, как благодаря своим или чужим писаниям. Слава любого императора через самое короткое время сравняется со славой осла, если только память кого-то одного из них не будет увековечена стараниями писателей. Сколько, по-твоему, было царей — и каких, — о которых никогда не говорят, не помнят, не думают? Нет поэтому ничего благоразумнее для искателей славы, чем завоевать как можно большее расположение владеющих словом и пишущих людей. Поистине бесполезны великие деяния, когда, не освещенные светом письмен, они обречены утонуть в вечной тьме. Всякая известность, всякое восхваление питаются письменным словом, наподобие того, как эхо, о котором читаем в баснях, подхватывает театральные рукоплескания: само по себе оно где начнется, там и кончается.

Кроме того, письменное слово всего безотказнее подает нам утешение в горе, отдых в труде, веселье в бедности, скромность среди роскоши и наслаждений. Ибо душа избавляется от пороков и даже среди бед и несчастий укрепляется в какой-то смиренной и дивной радости, когда направляет острие ума на полезное чтение или писание. [...] Поверь опыту, все сладости мира горчат в сравнении с этими упражнениями, причем тем больше, чем здравее у человека чувство, чем действеннее в его неразвращенном рассудке незамутненная чистота суждений. [...]

Кто бегло прочитывает много книг, выбирая, на чём со вниманием остановиться, тот, вообще говоря, действует осмотрительно, да и потом остается более верен предмету своего выбора, поскольку уже заглядывал в остальное. Когда в каждую начальную книжку для детей включают предписание этического философа, наставляющего читать книги, то смысл здесь явно в том, что наставления и навыки добродетели, впитанные юными душами, нелегко из них вытравить, коль скоро даже свежеобожженный горшок  [ 2 ]   дольше хранит запах того, что было первым в него налито. Катон или кто другой — автор определенно неизвестен — говорит:

Много старайся прочесть; прочитав, перечитывай много.

[...] Читать, однако, надо всё так, чтобы некоторые вещи из прочтенного оставлять без внимания, какие-то отвергать, другие походя принимать к сведению, чтобы не остаться совершенно в неизвестности. И прежде всего с высшим прилежанием надо останавливаться на вещах, которые либо служат устроению общественной жизни, будь то гражданское право или наставления нравственности, либо способствуют здоровью тела или души. В самом деле, если мы будем на бегу и как бы с порога раскланиваться с наукой  [ 3 ]  , которая стоит во главе всего свободного воспитания и без которой никто не может правильно учить и учиться, то зачем тогда надо будет задерживаться и на остальных, которые либо трудны для ума, либо бесполезны, а то и вредны по своему воздействию на человека и не делают его лучше? Что касается меня, то я сразу же и охотно уступлю приговору людей, считающих невозможной ученость без чтения; однако большая ученость еще вовсе не делает человека философом. Только благодать умудряет. А в огромном накоплении знаний иногда кроется или невежество, или пренебрежение истиной, без которой никому невозможно достичь мудрости. [...]

Ведь от чтения всегда и требуется, чтобы человек непрестанно становился лучше самого себя. [...]

Как в телесной пище одно усваивается с пользой, другое выходит непереваренным, третье сразу извергается рвотным движением, четвертое полезно при умеренном употреблении здоровым и противопоказано больным, пятое вредит ослабленным, но поддерживает здоровых и выздоравливающих, причем не всё в одинаковой мере подкрепляет природу, потому что деликатесы питательны в меньшей мере, а обычная и, я бы сказал, плотная пища — в большей, так и из книг одни полезны всем (если, конечно, читать их под водительством благоразумия) как не содержащие ничего, кроме наставлений веры и нравственности, другие пригодны для устоявшихся умов и не должны предлагаться для чтения менее искушенным людям, третьи таковы, что натура правильно устроенного ума их вообще не принимает, четвертые усваиваются с пользой для нравов, пятые — для искусства слова. Можно читать пифагорейцев; но когда души, вознесенные на небо, снова начинают загонять в тела животных, то долой даже Платона. В самом деле, он слишком далеко пошел за Пифагором, уча, что как живые становятся мертвыми, так и из мертвых обратно получаются живые и блуждают по различным телам сообразно достоинству своих нравов. Отсюда и это:

Сам я (как помнится мне) во время войны Троянской
Был Эвфорбом, Пантоевым сыном, что грудью однажды
Тяжкое принял копье из руки молодого Атрида
.

Читать, следовательно, надо так, чтобы авторитет писателя не мешал суждениям разума, потому что крапива жжет всякую прикасающуюся к ней руку и тогда, когда названа розой. Мудрость — источник, текущие из которого реки орошают всю землю и не только наполняют райский сад Священного писания, но достигают до самых язычников, так что даже Эфиопия не совсем их лишена. Поэтому у язычников есть цветущие, благоуханные и плодоносные сады, случайно войдя в которые, неискушенный читатель всегда должен будет помнить слова поэта:

Вы, что цветы собираете и землянику лесную, —
Дети, бегите! Змея здесь мерзкая прячется в травах
.

Ведь и яблоки Гесперид, которые стережет неусыпный дракон, не унесет трусливый ленивец или тот, кто читает писание не как бодрствующий, а словно полусонный или как бы летящий во весь опор к концу читаемого. Впрочем, настоящий, умудренный читатель, которому любовь раскрывает глаза, всегда отвергает порок и во всём достигает жизни, почему учитель учителей Иероним и говорит: «Люби науку писания и разлюбишь грехи плоти».
Сноски
Copyright © Bibikhin Все права защищены
Наверх
array(2) {
  ["ruID"]=>
  int(1)
  ["img_load"]=>
  string(0) ""
}