Язык так или иначе не сводится к подбору знаков для вещей. Он начинается с выбора говорить или не говорить. Выбор между молчанием и знаком раньше чем выбор между знаком и знаком. Слово может быть менее говорящим чем молчание и нуждается в обеспечении этим последним. Молчание необходимый фон слова. Человеческой речи в отличие от голосов животных могло не быть. Птица не может не петь в мае. Человек мог и не заговорить. Текст соткан утком слова по основе молчания.
 
 
ru | eng | de
Пора (время-бытие)
<<    1    [2]    >>  
Всего: 8
Лекция IV (10.10.1995). Часть 1.
Послушать >
Лекция II (12.09.1995). Часть 2.
Послушать >
Лекция II (12.09.1995). Часть 1.
Курс читался на философском факультете МГУ в 1995–1996 гг.

Пора как актуальное время может быть датирована в календаре, который в свою очередь возникает и строится на базе природного (астрономического, метеорологического) и социального (исторического) события. Равномерность и бесконечность линейного (стандартизованного) времени обеспечена негативно необозримостью события мира. Противопоставление событийного (сущностного) и официального времени оказывается вторичным. Их взаимная обусловленность выявляется в ходе анализа базового для европейской мысли о времени аристотелевского трактата о нем в «Физике». Необратимость времени не тождественна однонаправленности его движения, не исключает его простирания «в обе стороны» и онтологически фундирована сущностно априорным (ранним, безусловно опережающим) характером события мира. Существующие меры времени, их выбор и модернизация в конечном счете обусловлены мерой и способом человеческой захваченности этим событием. Отождествление момента теперь и точки (Аристотель, Николай Кузанский, Гегель) указывает на акт сосредоточения (собранности бытия) как их общую основу. Всякое историческое предприятие (реформа, реставрация, революция в исходном смысле возвращения) есть в своей сути наверстывание упущенного. Реформы, предпринятые Петром Великим, могут быть увидены как попытка ускользнуть от времени способом молниеносного усилия. Пушкинская «История Петра Великого» и его поэма «Медный Всадник» рассмотрены как поэтическое и философское прозрение в сущность русского исторического бытия. Пушкинская мысль продолжена в наше время Осипом Мандельштамом, Анной Ахматовой и Ольгой Седаковой.
Послушать >
<<    1    [2]    >>  
Всего: 8
Copyright © Bibikhin Все права защищены
Наверх
array(3) {
  ["ruID"]=>
  int(1)
  ["uID"]=>
  int(2)
  ["img_load"]=>
  string(0) ""
}